Вирусным маркетингом обобщенно называют различные методы рекламирования товара или услуги, при использовании которых прогрессия распространения информации стремится к геометрической, так как основным источником распространения являются сами получатели. Это достигается за счет удачного формирования содержимого. Послание получается неординарное, яркое, запоминающееся, а способ его подачи – естественным и доступным.

Без использования всемирной паутины данный вид маркетинга может использовать (и успешно использовал в прежние времена) такие методы распространения информации: через фокус-группы, путем личных контактов, через сообщения в средствах массовой информации. То есть путем так называемого «сарафанного радио». Маркетинговая техника «эпохи интернета» корректирует эти методы согласно времени. Используются социальные сети для повышения уровня знаний о товаре, всячески поощряется передача информации среди круга друзей, активно работает рассылка и уведомления по электронной почте. Как и вирусы, давшие название методу, данные технологии не упускают ни единой возможности к распространению информации, то есть увеличения числа переданных сообщений. Формы распространения вирусного контента разнообразны: от простого текста (шутки, анекдоты) до фотографий, флеш-игр, видеороликов и «звонка из рекламного клипа» (WOW-call).

Так как распространено мнение, что активно рекламируются только товары ненадлежащего качества, сложилась практика игнорирования или даже формирования отрицательного мнения к продукции из рекламных роликов компаний-производителей. Однако, человек с большей охотой и вниманием воспримет ту же рекламу того же товара из уст знакомого. В этом и заключается основной принцип вирусного маркетинга: потенциальный покупатель должен быть уверен, что информация о товаре или услуге исходит от незаинтересованного лица. Положительный отзыв от знакомого (или незнакомого, но нейтрального) человека, скорее всего, подтолкнет к принятию решения о покупке или использовании того или иного товара.

История возникновения и этимология термина

Присутствие биологического термина в названии неслучайно. Процесс распространения информации следует биологическим законам, то есть всякий получатель информации стремится передать ее наибольшему числу других людей, и вполне может называться вирусным. При этом следует отметить, что получатель информации заинтересован в ее передаче самыми быстрыми способами (наиболее часто используются инструменты социальных сетей и интернет-мессенджеров). Таким образом, распространение информации действительно напоминает распространение вирусной инфекции:
— высокая скорость распространения;
— процесс распространения сложно остановить;
— возможны «рецидивы», когда угасший интерес к информации вспыхивает с новой силой.
Популярность термину «вирусный маркетинг» пришла в 1996 году, после публикации Джеффри Рэйпортом статьи The Virus of marketing.

Некоторые примеры вирусного маркетинга

Акция компании Hotmail, добавляющая к каждому созданному электронному письму призыв получателю заводить бесплатный почтовый ящик на Hotmail считается одним из первых примеров вирусного маркетинга.